МДБОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №6"

янв
27

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Дыхание выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человека. Кроме своей основной физиологической функции, - осуществления газообмена, – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание (диафрагмальное) – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Механизм этого типа дыхания заложен природой изначально.

Дыхание выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человека. Кроме своей основной физиологической функции, - осуществления газообмена, –...
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно с развитием речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев начинается подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. И завершается формирование речевого дыхания к 10 годам.

При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
одежда не должна стеснять движений;
не заниматься сразу после приема пищи;
не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Рекомендуется начинать занятия с непроизвольных игровых упражнений:

-дуть через соломку в стакан с водой;
-надувание воздушных шаров;
-дуть на разноцветные вертушки;
-игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
-пускание мыльных пузырей;
-дуть на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Упражнения для формирования диафрагмального выдоха: ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.


Галерея изображений